rubeen

Наш адрес: Большая Берестовица, 231778, ул. Ленина, 10

Телефон для справок: +375 (1511) 7-49-57

Прививать или не прививать?

Проблема, вынесенная в заголовок, рано или поздно касается каждого человека, когда у него появится ребенок. В последнее десятилетие в полемику о пользе или вреде прививок включились средства массовой информации (СМИ), в последние годы - Интернет. Приводятся и совсем глупые, и вполне имеющие право на существование аргументы «за» или «против». Но, как сказал классик, есть много мнений, но правильное одно, мое. С этой точки зрения,  и хочу обратиться к родителям рожденных и еще не рожденных детей.

Начнем сначала, с момента зачатия и развития плода. Если мать здорова, то среда, в которой живет и развивается эмбрион, а затем и плод - стерильна. По плаценте ребенок получает от матери некоторый запас иммунитета, впрочем, не от всех инфекций. И вот малыш появился на свет. Если мама кормит грудью, то защита от инфекции продолжается, если же нет - ребенок остается один на один с внешним миром, со всеми опасностями, подстерегающими его иммунитет и здоровье в целом. Чтобы помочь юному организму выжить и окрепнуть, чтобы продолжался человеческий род и изобретены прививки. Еще в роддоме ребенка прививают от туберкулеза, вирусного гепатита, но пожизненной защиты эти прививки не дают, поэтому одну и ту, же прививку повторяют несколько раз – это называется ревакцинацией. Часто мамы, а особенно, бабушки возмущаются - эту прививку нам уже делали. Нужно помнить, что таких прививок, которые после одного введения дают пожизненную защиту, к сожалению, не существует.

Современный календарь прививок Республики Беларусь содержит четкие недвусмысленные  указания по поводу кратности вакцинаций и ревакцинаций, интервалов между прививками, а так же перечень показаний и противопоказаний и иммунизации.

Кратко ознакомлю вас с календарем прививок:

1-ый день жизни – вирусный гепатит В;

3-ий день жизни – туберкулез;

1 месяц – вирусный гепатит В (вторая вакцинация);

3 месяца – коклюш, дифтерия, столбняк и  полиомиелит (причем ребенок получает два укола);

4 месяца – коклюш, дифтерия, столбняк и полиомиелит (опять два укола);

5 месяцев - коклюш, дифтерия, столбняк и полиомиелит, а также последняя прививка гепатита В (в 5 месяцев прививка делается тремя уколами).

С 5 месяцев до года у ребенка перерыв в вакцинациях, организм «переваривает» полученное, формирует иммунитет.

12 месяцев – корь, паротит (свинка), краснуха;

18 месяцев – ревакцинация (подкрепление) коклюша, дифтерии, столбняка;

Следующие 4,5 года прививок нет. В этом возрасте сформирован стойкий иммунитет против управляемых, то есть прививаемых инфекций. В 6 лет ребенок идет в школу, где его ждет новый коллектив. В школу, в отличие от дошкольного  учреждения, берут всех детей – и привитых и не привитых, поэтому начинается новый цикл прививок:

6 лет – однократно  дифтерия, столбняк, корь, паротит, краснуха. Это 2 укола.

7 лет – полиомиелит - 1 укол.

Новый цикл прививок в начале подросткового периода:

11 лет – дифтерия;

16 лет – дифтерия и столбняк, в дальнейшем эту прививку делают взрослым каждые 10 лет для поддержания иммунитета.

Как видно из вышеперечисленного, все усилия врачей направлены на создание и поддержание в детском организме устойчивости к инфекциям. Нарушения последовательности и интервалов ухудшает развитие иммунитета. 

Следует также помнить, что в разных странах графики или календари прививок разные, это следует учитывать при переезде, например из России в Беларусь и обратно. Помните, что прививочные документы ребенка не менее важны, чем паспорт или свидетельство о рождении. Начитавшись и наслушавшись различных «страшилок» об осложнениях, родители порой отказываются от прививок. Этим они нарушают права ребенка на здоровье и долголетие. Все прививки проводятся в медицинских учреждениях, где обязательно работает педиатр или врач общей практики.

Перед прививкой ребенка обязательно должен осмотреть врач, и только он решает, возможна ли вакцинация в каждом конкретном случае. Вакцинация в Республике Беларусь всему населению  проводится бесплатно, качество вакцин наилучшее. Ежегодно в календарь вводится поправки и изменения, которые улучшают переносимость прививок ребенком, вырабатывают защиту от всех новых инфекций.

Осложнения на прививки – вещь крайне редкая.  Так есть ли о чем гадать? Конечно, нужно прививать!

И, напоследок, хотим привести несколько полезных советов родителям по проведению вакцинации детей:

Не обманывайте детей – уколы не бывают абсолютно безболезненными, надо принять во внимание душевные переживания детей по поводу уколов. Лучше говорить о том, что укол – это «чуть-чуть больно», «как комар укусил». В этом случае ребенок:

  • Будет морально готов к уколу и в большинстве случаев и вовсе его не заметит, чему будет очень рад.
  • Никогда не используйте уколы в качестве угрозы, для «наказания» («придет дядя и сделает укол»). Не стоит формировать у детей отрицательное отношение к уколам и прививкам и уж тем более пугать ими. Уколы необходимы, чтобы быть здоровым и не болеть – такая мотивация будет правильной.
  • Во время укола ребенка лучше посадить себе на колени – с одной стороны ребенок чувствует себя в большей безопасности, а с другой – его движения проще контролировать.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок был расслаблен. Детей младшего возраста лучше приласкать, детей старшего возраста – попросту отвлечь (мыльные пузыри, надувание щек или «самых больших в мире» пузырей из жвачки, задувание воображаемых свечей на воображаемом праздничном торте). У детей младшего возраста полезным может оказаться небольшой кусочек сахара за щекой.
  • Детям старше 5 лет можно предложить выбрать место укола, т.е. в ножку («как маленьких») или в плечо («как взрослых»). Ребенок, таким образом, получает некоторую степень контроля над происходящим, ему приятно, что его мнением интересуются, в том числе и врачи.
  • Если вакцин нужно ввести несколько, ребенок маленький и не в настроении, то лучше вводить вакцины одновременно, чтобы уменьшить длительность неприятных ощущений. К примеру, две медицинские сестры могут одновременно сделать два укола в две разные ножки.

Если детей много, то весьма полезным может оказаться старый как мир прием «кто самый смелый?». Детям хочется слыть самыми смелыми, даже если прививаться они не хотят. Чаще всего оказывается, что самыми смелыми оказываются дети помладше, и в этом случае у «старших» не остается выбора.